Заключение

Итак, мы рассмотрели «Троицу» Андрея Рублева в контексте русской средневековой культуры. Мы выяснили, что икона эта не случайно считается шедевром древнерусской иконописи. В ней кристаллизуются художественные и философские достижения того времени, в частности, понимание эстетического (прекрасного) как духовного. Художественный образ иконы настолько совершенен, что эти две стороны неотделимы в нем одна от другой; именно эта нераздельность, интуитивно постигаемая любым человеком, и лежит в основе того неотразимого впечатления, которое икона неизменно производит на зрителей.

В. М. Алпатов в своем исследовании творчества А. Рублева пишет, что икона создавалась не для того, чтобы изучать ее, раскладывать на составные элементы и вдаваться в искусствоведческие изыски. «В древнем тексте прямо сказано: «Дабы взирая на нее». Действительно, существует она, прежде всего, ради того, чтобы люди на нее взирали» [1, стр. 124].

Это так. И все же, наша работа представляется небесполезной. Она побуждает автора и читателей лишний раз задуматься о красоте, о смысле жизни, о нравственности и духовности, о проблеме гуманного отношения к человеку и природе, об ответственности каждого человека за свою судьбу и судьбу окружающего его мира. Это вопросы, без которых невозможна осмысленная человеческая жизнь, вопросы, которые делают человека человеком.