Символический персонаж – голос Истины

Как правило, из народной среды выделяются персонажи, в уста которых автор вкладывает нравственный императив, оценку происходящих событий, персонажи, провозглашающие последнюю истину, пророчествующие о судьбах, осуждающие от лица Бога. Это связано с уже упоминавшимся выше распространенном в XIX веке представлением о народе как носителе истинных христианских или национальных ценностей. Но символический персонаж – голос Истины может и не соприкасаться с Народом, тогда его святость определяется принадлежностью к церкви как сакральному институту.

Типичный пример пророка представляет собой Юродивый из «Бориса Годунова» Мусоргского. Юродство является одним из видов христианской аскезы, суть которой заключается в сознательном унижении себя до видимости безумия (с целью попрания гордыни). Согласно библейской норме «блаженны нищие духом» юродивый имеет особый контакт с Богом, поэтому в опере он может провести четкую грань между добром и злом вопреки официальной норме.

К таким же персонажам относятся Пимен из «Бориса Годунова», Гусляр и Отрок из «Китежа», Странник из «Рогнеды».

Символический персонаж – голос Истины часто выделяется теноровым тембром, и здесь дает о себе знать исток оперы как жанра: опера сама по себе не мыслится без вещего Певца1 (вспомним Орфея). Вместе с тем носителем Истины может быть и Мудрый Старец, который обретает провидческие способности в силу возраста, и тогда тембровая окраска меняется.

Особый случай представлен в «Золотом петушке». Голос Истины здесь представляет Звездочет. Лжепророк, маг, владеющий тайной манипуляции с людьми, он намеренно стирает грань между добром и злом, уродством и красотой. Голос Звездочета – тенор-альтино – не соответствует его облику мудрого старца. Этим искусственным соединением композитор подчеркивает фальшивость образа. Но в мире уродств, где все женщины – либо грубо-отвратительные амелфы, либо утонченно-наглые шемаханские царицы, а все мужчины – либо тупые Додоны, либо снулые царевичи, фигура Звездочета оказывается как нельзя более уместной.

______________________________________________________________

1 Кроме того, тембр может быть значим и для смысловой структуры оперы. Так, в «Борисе» Юродивый темброво противопоставлен Самозванцу и Шуйскому (тоже тенора).