Пифагор, а за ним и другие философы, считали идеальной геометрической формой сферу (космос по Пифагору – это «окружность всего»).
Современные ученые согласны с Пифагором. Повсеместно в живой и неживой природе на Земле мы встречаемся с округлыми, плавными формами. Острые углы, дробные и неправильные формы образуются, как правило, в результате каких-либо стихийных процессов, с течением же времени вода и ветер облагораживают их. Галактики, звезды и планеты приобретают сферическую форму благодаря гравитации.
Земля имеет сферическую форму. Интересно, что эта мысль возникла у эллинов как гипотеза именно из математических соображений; уже потом наблюдения за линией горизонта, длиной тени или созвездиями в разных частях света подтвердили ее.
Небо, небесный свод эллины также представляли в виде сферы. В эпоху античности высказывались разные предположения о том, что находится в центре Вселенной, но большинство ученых были приверженцами геоцентрической модели мира. Вокруг Земли расположены Луна, Солнце и планеты, которые движутся, Земля же – неподвижна.
Трудностью для античной науки было найти объяснение попятного движения планет. Поскольку окружность считалась идеальной геометрической фигурой, «странные» движения планет требовали дополнительного объяснения. Платон предложил математикам задачу: выяснить, при помощи каких равномерных и правильных круговых движений можно объяснить «блуждания» планет. Евдокс Книдский решил задачу. Он предложил модель движения планет по четырем наложенным друг на друга сферам (с Землей в центре).
Были философы, которые считали, что звезды расположены ближе всего к Земле, а за ними следуют Луна, Солнце и планеты. Но преобладающей стала точка зрения, согласно которой звездная сфера – самый удаленный от Земли объект.
Некоторые античные ученые высказывали предположение как о движении Земли вокруг своей оси, так и об орбитальном движении Земли. Авторитет Аристотеля, опровергшего эту мысль по причине ненаблюдаемости параллаксов звезд, стал причиной отказа от этой идеи.
Итак, космос в значении Вселенная, по мысли эллинов, представляет собой замкнутую сферу, в центре которой находится неподвижная Земля. Между Землей и крайней сферой, на которой закреплены звезды, расположены (в порядке удаления от Земли) Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Меркурий и Венера находятся либо сразу за Солнцем (у Платона и Аристотеля), либо между Луной и Солнцем (у Птолемея).
Вопрос о том, что же находится за небесной сферой, оставался открытым. Так, Аристотель считал, что дальше нет ничего, Демокрит – другие миры, стоики полагали, что сфера космоса погружена в бесконечное пустое пространство.
По-разному объясняли античные ученые причину движения звезд и планет вокруг Земли. Популярным было представление о вращении космоса вокруг мировой оси, отражением которого является движение небесных тел. Аристотель ввел в науку понятие перводвигателя. Луна, Солнце и планеты закреплены, по Аристотелю, каждая на своей небесной сфере, которая, вращаясь, двигает и небесное тело. А небесные сферы, в свою очередь, также имеют внешнюю причину движения. Первопричина же всего, в том числе и движения небесных сфер названа Аристотелем перводвигателем.
Если сравнивать античные взгляды на строение Вселенной с современными, то, кроме очевидного различия между гео- и гелиоцентрической системами мира, нужно обратить внимание на следующее. В современном представлении космос бесконечен, небесные тела движутся в безбрежном безвоздушном пространстве (вакууме), подчиняясь гравитации и другим физическим законам. Космос для нас – неживая природа. Вероятнее всего, жизнь встречается в космосе настолько редко, что ее можно назвать исключением.
Античная Вселенная отнюдь не бесконечна, это ограниченная сфера, причем сфера если и не живая, то одухотворенная, жизнетворная, лишенная всякой абсолютности и отражающая единство «как всякой отдельной вещи, так и всех вещей, взятых в целом» [9, стр. 181]. И, конечно, она не только математична, но и эстетична.