Введение

Для современного человека значение слова «космос», как правило, ограничено представлением о звездах и звездных системах, о Вселенной и галактиках, о бескрайних неизведанных мирах, исследуя которые человек сможет постичь тайны мироздания. Мы стремимся в космос, очевидно, следуя присущей природе человека жажде познания; наша Земля, «колыбель разума», представляется нам уже недостаточно загадочной.

Термин «космос», однако, включает в себя несколько более широкий круг понятий. Это слово древнегреческого происхождения. В эпоху античности им пользовались не менее часто, чем сегодня. Сужая значение термина, мы теряем оттенки смысла, важные не только для понимания античной культуры, но и для осмысления нашей современной жизни. В связи с этим исследование особенностей использования слова «космос» в эпоху античности представляется весьма актуальным.

Цель исследовательской работы – рассмотреть особенности употребления термина «космос» в эпоху античности.

Задачи работы:

  1. установить значения слова «космос»;
  2. выявить сходство и различия в употреблении понятия «космос» применительно к устройству Вселенной в античной и современной культуре;
  3. рассмотреть другие значения термина «космос» в эпоху античности и обозначить их актуальность в современной культуре.

В исследовании используется описательный метод, метод системного анализа, метод историзма.

Из огромного количества литературы по культуре античности выделяются работы Алексея Федоровича Лосева – наиболее авторитетного специалиста по античной эстетике. С античной философией автор знакомился по работам В. Ф. Асмуса. История античной культуры изучена по трудам Ф. Ф. Зелинского. Специально теме научных представлений эллинов о Вселенной посвящены монографии И. Д. Рожанского и Афонасиных. Исследование способствует углублению представлений о взаимосвязи античной и современной культур. Материалы исследования могут быть использованы в курсе преподавания предметов «Искусство», «Мировая художественная культура» в школах и средних специальных учебных заведениях.