Список литературы

  1. Абрамовский Г. Опера Серова «Рогнеда». // Советская музыка 1976 №12.
  2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
  3. Anderson B. Imagined communities: Reflection on the origin and spread of nationalism. L., 1983.
  4. Арановский М. Г. Симфонические искания. Л., 1979.
  5. Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке. // Музыкальный современник. М., 1987. Вып. 6.
  6. Асафьев Б. В. К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского. М., 1928.
  7. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века. М-Л., 1930.
  8. Асафьев Б. В. Избранные труды. М., 1952. Т. I.
  9. Асафьев Б. В. Избранные труды. М., 1954 Т. II.
  10. Асафьев Б. В. Избранные труды. М., 1957. Т. III.
  11. Асафьев Б. В. Симфонические этюды. Л., 1970.
  12. Асафьев Б. В. Об опере. Л., 1976.
  13. Асафьев Б. В. Глинка. М., 1978.
  14. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
  15. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  16. Безансон А. Убиенный царевич. М., 1999.
  17. Беляев В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский. М., 1972.
  18. Бердяев Н. А. О русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 2.
  19. Берков В. Протопопов Вл. «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. М., 1985.
  20. Блок А. Собрание сочинений. М-Л.,1962. Т. 6.
  21. Brennan T. The national logging for form. Nation and Narration L., N.Y., 1990.
  22. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.
  23. Вернадский В. Г. Монголы и Русь. М., 1997.
  24. Временник Ивана Тимофеева. М.- Л., 1951.
  25. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина, как факт истории русского литературного языка. Вена, 1992.
  26. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1995.
  27. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
  28. Герцен А. И. Собрание сочинений: в 30-ти т. М., 1956. Т. 3.
  29. Глинка в воспоминаниях современников. М., 1955.
  30. Глинка. Исследования и материалы. Под ред. А. В. Оссовского. М., 1950.
  31. Глинка. Исследования и материалы. Под ред. Т. Н. Ливановой. М., 1950.
  32. Глинка. Сборник материалов и статей. Под ред. М. Гордеевой. М., 1958.
  33. Глинка М. И. Записки. М.,1988.
  34. Гнесин М. Ф. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове.
  35. Гозенпуд А. А. Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества. М., 1957.
  36. Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836-1856. Л., 1969.
  37. Гозенпуд А. Оперное наследие Серова. // Гозенпуд А. Избранные статьи. М., 1971.
  38. Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857-1872. Л., 1971.
  39. Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873-1889. Л., 1973.
  40. Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904. Л., 1974.
  41. Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. Л., 1975.
  42. Головинский Г. Л., Сабинина М. Д. Модест Петрович Мусоргский. М., 1998.
  43. Градовский А. Д. Собрание сочинений. М., 1901. Т. VI.
  44. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1991. Т. 4.
  45. Денкэн Ж. М. Политическая наука. М., 1993.
  46. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 30 т. Л., 1974. Т. 5.
  47. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 30 т. Л., 1981. Т. 22.
  48. Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952.
  49. Дулат-Алеев В. Р. Оперное творчество А. Н. Серова в контексте развития национальной композиторской школы: Автореф. дисс…. канд. искусствоведения. М., 1995.
  50. Дулат-Алеев В. Р. Текст национальной культуры: Новоевропейская традиция в татарской музыке. Казань, 1999.
  51. Дулат-Алеев В. Р. Поиск «идеала» русской оперы в 30-50-х годах XIX века: лекция по курсу «История русской музыки». Казань, 2002.
  52. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1997.
  53. Ерофеева И. В. Русская имперская идея в истории (К проблеме западно-восточного культурно-идеологического синтеза). // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. М., 1993 – Т. 2.
  54. Живов В. М., Успенский Б. А. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России. // Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1.
  55. Зарубин В. И. Большой театр: Первые постановки опер на русской сцене. 1825-1993. М., 1994.
  56. Иванов М. М. История музыкального развития России. СПб., 1910. Т. 1.
  57. Иванов М. М. История музыкального развития России. СПб., 1912. Т. 2.
  58. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
  59. История русской музыки в 10-ти т. М., 1994. Т. 7. 70-80-е годы XIX века. Ч. 1.
  60. История русской музыки в 10-ти т. М., 1994. Т.9. Конец XIX – начало XX века.
  61. Кандинский А. История русской музыки. Т. 2. Кн. 2. Вторая половина XIX века. М., 1979.
  62. Кандинский А. Цена подлинника. // Советская музыка 1990 №8.
  63. Кандинский А. О трагическом в «Борисе Годунове» Мусоргского. // О композиторском и исполнительском творчестве русских музыкантов. Научные труды МГК им. Чайковского. Сб. 3. М., 1993.
  64. Каппелер А. Россия – многонациональная империя. М., 1997.
  65. Каратыгин В. «Хованщина» и ее авторы. // Музыкальный современник. Журнал музыкального искусства. Под. ред. А. Н. Римского-Корсакова. Янв.- фев. 1917. Кн. 5-6.
  66. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993.
  67. Каспэ С. И. Империя и модернизация: Общая модель и российская специфика. М., 2001.
  68. Кирилилна Л. Драма – опера – роман. // Музыкальная академия, 1997 №4.
  69. Красильщиков В. А. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций. М., 1998.
  70. Красовская В. Балетный театр. От возникновения до середины XIX века. Л-М., 1958.
  71. Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке: Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Л., 1954. Т. 1: 1825-1860.
  72. Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке: Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Л., 1958. Т. 2: 1861-1880.
  73. Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке: Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Л., 1960. Т. 3: 1881-1
  74. Кудрявцев А. В. «Художественная музыка» и «национальное» содержание: на примере татарской музыки 1980-1990 г. г. // Ab imperia, 2001 № 3.
  75. Кунин И. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах. М., 1974.
  76. Кюи Ц. Избранные статьи. Л., 1952.
  77. Лавров П. А. Избранные сочинения на социально-политические темы. В 8 т. М., 1934. Т. 2.
  78. Лапин В. «Сказание о невидимом граде Китеже» и русская свадьба. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. Л., 1975.
  79. Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 1. М. И. Глинка. Л., 1974.
  80. Ларош Г. А. Избранные статьи. Л., 1976. Вып. 3.
  81. Левашова О. Е. Михаил Иванович Глинка. М., 1987. Кн. 1.
  82. Левашова О. Е. Михаил Иванович Глинка. М., 1988. Кн. 2.
  83. Левашова Е. В. К вопросу о понятии «народность» в отечественном музыкознании. Дипломная работа. Казань, 1996.
  84. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001.
  85. Ливанова Т. Н. Оперная критика в России. Т. 1. Вып. 1. М., 1966.
  86. Ливанова Т. Н. Оперная критика в России. Т. 1. Вып. 2. М., 1967.
  87. Ливанова Т. Н. Оперная критика в России. Т. 2. Вып. 3. М., 1969.
  88. Ливанова Т. Н. Оперная критика в России. Т. 2. Вып. 4. М., 1973.
  89. Ливанова Т. Н., Протопопов Вл. Глинка: Творческий путь. Т. 1, 2. М., 1950.
  90. Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. М., 1994.
  91. Лопухов Ф. 60 лет в балете. М., 1966.
  92. Лосев А. Ф. Философия имени. М., 1990.
  93. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  94. Лотман Ю. М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова. // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб., 1997.
  95. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000.
  96. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XIX века). // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1997.
  97. Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. М., 1994.
  98. Мейерхольд в русской театральной критике 1892-1918. М., 1997.
  99. Мелетинский Е. М. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.
  100. Мифология. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
  101. Мордвинов Б. Как создавался спектакль «Иван Сусанин». // Советская музыка. 1938 № 2.
  102. М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти (1881-1931). Статьи и материалы под ред. Ю. Келдыша и В. Яковлева. М., 1932.
  103. Мусоргский М. П. Письма. М., 1984.
  104. М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. М., 1989.
  105. Музыкальный театр. Серия: проблемы музыкознания. Вып. 6. СПб., 1991.
  106. Найдыш В. М. Философия мифологии. М., 2002.
  107. Нестьев И. В. Дягилев и музыкальный театр XX века. М., 1994.
  108. Неясова И. Ю. Русская историческая опера XIX века (к проблеме типологии жанра). Автореф. дисс. канд. искусствоведения, Магнитогорск, 2000.
  109. Новиков М. П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М., 1991.
  110. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956.
  111. Орлова А. А. Труды и дни М. П. Мусоргского. М., 1963.
  112. Осповат А. Л., Рогинский А. Б. Историческая проза и государственный миф. // Старые годы. Русские исторические повести и рассказы первой половины XIX в. М., 1999.
  113. Оссовский Л. В. Избранные статьи, воспоминания. Л., 1961.
  114. Панченко А. М. Русская история и культура. СПб, 1999.
  115. Парин А. В. Хождение в невидимый град. Парадигмы русской классической оперы. М., 1999.
  116. Петровский Е. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии // Музыкальная академия 1994 №2.
  117. Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.
  118. Политическая наука. Национализм – новейшие исследования. Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. М., 2002.
  119. Полосин В. С. Миф. Религия. Государство. М., 1999.
  120. Порфирьева А. Магия оперы // Музыкальный театр. Серия: проблемы музыкознания. Вып. 6. СПб., 1991.
  121. Пропп В. Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа). Комментарии Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой. М., 1998.
  122. Протопопов В. В. «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование. М., 1961.
  123. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1980.
  124. Римский-Корсаков и модернизм. Сб. статей. М., 1936.
  125. Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи: Мемуары современников. // Под. ред. И. А. Федосова. М., 1989.
  126. Сабанеев Л. История русской музыки. М., 1924.
  127. Сабинина М. К развязке драмы совести в «Борисе Годунове». // Музыкальная академия 1993 №1.
  128. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М., 1998.
  129. Сергей Дягилев и русское искусство. М., 1982.
  130. Серебрякова Е. Китеж: откровение «Откровения». // Музыкальная академия 1994 № 2.
  131. Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1984. Т. 1.
  132. Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1985. Т. 2а.
  133. Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1986. Т. 2б.
  134. Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1987. Т. 3.
  135. Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1988. Т. 4.
  136. Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1989. Т. 5.
  137. Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1990. Т. 6.
  138. Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки средневековой концепции (XV – XVI в. в.). М., 1998.
  139. Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин. М-Л., 1965.
  140. Стасов В. В. Избранные статьи о М. И. Глинке. М., 1955.
  141. Стасов В. В. Статьи о музыке. М., 1974. Т. 1.
  142. Стасов В. В. Статьи о музыке. М., 1976. Т. 2.
  143. Стасов В. В. Статьи о музыке. М., 1977. Т. 3.
  144. Стасов В. В. Статьи о музыке. М., 1978. Т. 4.
  145. Стасов В. В. Статьи о музыке. М., 1980. Т. 5-а.
  146. Стасов В. В. Статьи о музыке. М., 1980. т. 5-б.
  147. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
  148. Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия (М. Н. Катков и его издания). М., 1978.
  149. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М, 1995. Т. 1.
  150. Туровский Р. Ф. Русская геополитическая традиция. // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 1996 №5.
  151. Тюлин Ю. Н. Об опере «Борис Годунов» в редакциях Мусоргского и Римского-Корсакова. // Вопросы оперной драматургии. М., 1975.
  152. Федотов Г. Святые древней Руси. М., 1990.
  153. Федотова В. Г. Плюсы и минусы модели «догоняющей» модернизации. // Модернизация и национальные культуры. М., 1995.
  154. Финдейзен Н. Ф. Н. А. Римский-Корсаков. Очерк его музыкальной деятельности. СПб., 1908.
  155. Флиер А. Я. Об исторической типологии Российской цивилизации. // Цивилизации и культуры. Вып. 1. М., 1994.
  156. Фрид Э. Л. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. Л., 1974.
  157. Фрид Э.Л. М. П. Мусоргский. Проблемы творчества. Исследование. М., 1981.
  158. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
  159. Хорос В. Г., Чешков М. А. Политическая модернизация в постсовременных обществах // Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996.
  160. Хорошкевич А. Л. История государственности в публицистике времен централизации // Общество и государство феодальной России. М., 1975.
  161. Хубов Г. Иван Сусанин. // Советская музыка 1938 № 2.
  162. Хубов Г. Мусоргский. М., 1969.
  163. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
  164. Черкашина М. Историческая опера как метажанр (на примере «Коронации Поппеи» Монтеверди, «Юлия Цезаря в Египте» Генделя, «Гугенотов» Мейербера) // Музыкальная академия 1997 №1.
  165. Чешихин В. Е. История русской оперы. СПб., 1905.
  166. Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. М., 1981.
  167. Шлифштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. М., 1975.
  168. Щербакова Т. «Жизнь за царя»: черты священнодействия. // Музыкальная академия 2000 №4.
  169. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
  170. Энгель Ю. В опере: сб. статей об операх и балетах. М., 1911.
  171. Энгель Ю. Глазами современника. М., 1971.
  172. Яковенко И. Православие и исторические судьбы России. // Общественные науки и современность. 1994 № 2.
  173. Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. М., 1952.
  174. Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания. В 2-х т. Л., 1960. Т. 2.