«Наша цивилизация всегда много ждала от своей памяти» (22, с. 6), – эти слова Марка Блока точно характеризуют исключительное место истории в системе европейской культуры. Всем нам присуще историческое видение мира, и потому прошлое одинаково трепетно интересует как ученых, так и обывателей, причем интересует не само по себе, а в качестве подсказки для настоящего или «рецепта» для будущего.
Так и в России XIX века, в период формирования русской композиторской школы, когда проблема создания национальной музыки стояла особенно остро, историческая тематика оказалась в числе главных объектов внимания. И не случайно столько шедевров в оперном жанре – приоритетном с точки зрения русской композиторской школы – было создано именно на исторический сюжет. На примере опер, ставших признанными образцами национальной классики и использующих исторические факты и модели национальной истории, мы и попытаемся определить действительное место истории в опере.
М. И. Глинка «Жизнь за царя» 18361
А. Н. Серов «Рогнеда» 1865
Н. А. Римский-Корсаков «Псковитянка» 1873
М. П. Мусоргский «Борис Годунов» 1873-742
М. П. Мусоргский «Хованщина» 1886
А. П. Бородин «Князь Игорь» 1890
Н. А. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 1907
Н. А. Римский-Корсаков «Золотой петушок» 1909
________________________________________________________________________
1 Указан год премьеры.
2 Три сцены из «Бориса» были исполнены 5 февраля 1873 г., премьера оперы состоялась 24 января 1874 г.