История создания и открытия иконы

Считается, что «Троица» была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу игумена Никона Радонежского, сменившего в 1392 году Сергия на посту руководителя Троицкого монастыря.

Уже упомянутый нами хан Едигей в начале XV века полностью разрушил и Троицкий монастырь. Возможно, «Троица» была заказана Рублеву сразу после этих событий, поскольку спасти от набега не удалось ничего, кроме книг и священных сосудов. При восстановлении монастыря было решено построить каменную, а не деревянную, как прежде, церковь. Эту церковь пригласили расписывать Андрея Рублева и Даниила Черного. «Троица», таким образом, могла быть написана и после 1422 года. Искусствоведы датируют икону либо 1411 годом, либо 1425-1427 годом.

До начала XX века «Троица» находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Она была одной из самых почитаемых икон в монастыре. Вместе с тем она не была доступна для обозрения в том смысле, как сегодня мы понимаем значение этого слова. Сначала Иван IV Грозный, затем Борис Годунов подарили иконе богатые оклады. Золотая риза, за которой находилась икона, оставляла открытыми для глаз только лики и руки ангелов.

Кроме того, икону много раз поновляли, записывая авторский слой, покрывали слоями олифы[1]. Это делалось потому, что к иконам вообще относились не как к произведениям искусства, а как к предмету поклонения.

Иконопись как искусство была открыта на рубеже XIX-XX веков. Многие иконы тогда начали вынимать из окладов и расчищать. Перед искусствоведами предстала поразительная по красоте, содержанию, технике область живописи.

Расчисткой рублевской «Троицы» занялся иконописец и искусствовед Василий Павлович Гурьянов с помощниками в 1904 году. Гурьянов пишет, что испытал настоящее потрясение, когда дошел до авторского слоя «Троицы». Олифа затемняет цвета, придает любой краске коричневатый оттенок. И вот, вместо мрачноватой «коричневой масляной краски» перед реставраторами появились цвета ясного солнечного дня, напоминавшие ренессансную живопись XV века.

Реставрация Гурьянова была непрофессиональной, и в 1918 году по распоряжению новой власти была сформирована специальная Комиссия по раскрытию древней живописи в России, куда входили крупные художники, реставраторы и искусствоведы. Среди них — Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов, Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев. Они занялись профессиональной реставрацией иконы, после чего, в 1929 году, икона поступила в Третьяковскую галерею.

«Троица», как любое старинное произведение искусства, требует особого режима хранения. Поэтому она почти не покидает зал Андрея Рублева в Третьяковской галерее. На православный праздник Троицу икону переносят в храм-музей при Третьяковской галерее, где есть необходимый температурно-влажностный режим.

Икона имеет размеры 142 на 114 сантиметров, написана на дереве темперой. Сейчас икона находится в стабильном состоянии, но считается, что авторский слой был сильно поврежден одним из поновлений иконы (в середине XVII века), когда краска была стерта пемзой. Когда мы смотрим на «Троицу», следует помнить, что краски когда-то были более плотными, густыми, насыщенными.

___________________________________________________________________________

[1] Олифа не позволяла осыпаться краскам, которые в старину изготавливались из натуральных красителей и были, поэтому, не очень прочными.