Изучение античной культуры неизменно приводит каждого исследователя к изучению античной философии, поскольку в эпоху античности философия представляла собой универсальную науку. Она включала в себя разные, сегодня обособленные области знания (точные науки, этику, эстетику, политику), и считала главной проблемой исследования вопрос об устройстве мира.
Мир, мироздание мыслились античными философами как структурно-организованное и упорядоченное целое. Центральное «зерно», первооснову этого порядка (по-гречески – архэ) разные философы представляли по-разному. Так, Демокрит называл «космосом» некий порядок, образующийся в пустоте при соединении атомов – неделимых элементов, из различных сочетаний которых и образуются все материальные предметы. Философы милетской школы искали первоэлемент (вода, огонь, воздух, апейрон), который, согласно неизменным законам, дал начало всему разнообразию видимого мира. Анаксагор говорил о первоначалах, или «семенах» вещей, которыми управляет вселенский Разум.
Пифагор поставил вопрос так: а откуда вообще берется этот порядок? И ответил на него: архэ (первооснова космоса в значении гармонии, упорядоченности как основы мироустройства) – это число.
Число, как известно, основа математики. И математика, и мироздание, по Пифагору, имеют одну общую закономерность, общую структуру, которую можно выразить через числовые закономерности. Миром, таким образом, правят математические законы. Мир потому и кажется нам таким хорошо организованным и упорядоченным, что все его предметы, объекты суть внешнее проявление числовых законов.
Следует отметить, что подход Пифагора близок нашему современному миропониманию. Наша цивилизация наукоцентрична, мы полагаем, что материя на самом деле развивается согласно неким закономерностям и их можно выразить числовым образом. Вместе с тем, Пифагор и другие античные философы считали, что структурные, арифметико-геометрические закономерности распространяются на все мироздание целиком, живую и неживую природу, общественную жизнь, политику, нравственность, искусство, религию, духовную жизнь человека.