Космос и красота

Известное выражение «гармония небесных сфер» не использовалось во времена античности, эллины называли сферы, по которым движутся планеты, Солнце и Луна «небесными телами» или «светилами». Но на суть явления название в данном случае не влияет. В трактате «О небе» Аристотель критикует популярное представление: «движение [светил] рождает гармонию, поскольку издаваемые ими звуки…объединяются в консонирующие интервалы» [1, стр. 322]. Вместе с тем, рассуждая о скоростях движения небесных тел, Аристотель устанавливает, что они «выражаются числовыми соотношениями консонансов» [там же, стр.324]. Аристотель подвергает критике лишь идею звучания светил при движении, но не сами числовые соотношения в расположении Солнца, Луны и планет, подобные соотношениям звуков в диатонической гамме.

 А представление это, на самом деле, было весьма распространено. Сферы, по которым движутся небесные тела, звучат, и звучат красиво, стройно, согласно друг с другом, образуют «симфонию». Мир, окружающий нас, прекрасен не только потому, что математически упорядочен и структурно организован, а еще и потому, что его пронизывает эта «мировая музыка», в свою очередь, основанная на математических законах. Человек не осознает, что слышит эту музыку, поскольку привык к ней. Она пробуждает и питает стремление человека к прекрасному, к творчеству, к совершенству.

Из этой поэтичной и изящной конструкции следует, что Вселенная-космос представляется эллинам не только как математически-выверенное разумно организованное целое, но и как целое прекрасное. Прекрасное именно в силу своей упорядоченности, согласованности, гармоничности.

Музыкальные выкладки Пифагора замечательно укладываются в математическую закономерность, известную под именем золотой пропорции. Считается, что честь открытия пропорции золотого сечения принадлежит не эллинам, но описание деления отрезка согласно золотой пропорции встречается впервые у Евклида. И именно эллины возвели эту пропорцию в универсальный принцип. Общеизвестный пример – Парфенон; Поликлет же в своем «Дорифоре» воплотил канон пропорций мужской фигуры,  основой которой стало золотое сечение.

Современной науке известно множество объектов живой природы, космоса и микромира, в основе которых лежит золотая пропорция. Вероятно, эллины тоже знали о некоторых из них, и, несомненно, усматривали первопричину красоты природы и человека в том числе в сопричастности этой «наивысшей» гармонии. Думается, не случайно область значений слова «космос», связанная в эпоху античности с красотой, возникла, по наблюдениям исследователей, раньше, чем произошел перенос значения слова на понятие Вселенная. Боги Гомера – «космические принципы, лежащие в основе космического целого, то есть космоса как произведения искусства» [9, стр. 24]. Всякий античный философ, по мысли А. Ф. Лосева, «конструировал наивысшую красоту как красоту живого, одушевленного и наполненного умственными энергиями чувственного космоса» [там же, стр. 164].