Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.
Автор — Наталья Александровна Софьина.
Казань — 2006.
Глава I Русская история на оперной сцене
§ 1. Историческая опера?
§ 2. 30-е — 60-е годы XIX века
2.2. От «Жизни за царя» до «Рогнеды»
§ 3. 70-е – 90-е годы XIX века
3.3. «Хованщина» и «Князь Игорь»
§ 4. Рубеж веков
4.2. «Золотой петушок» в контексте «исторических» представлений
§ 5. Советская эпоха
5.2. Новый символ: «Иван Сусанин»
5.3. Б. В. Асафьев об опере «Иван Сусанин»
5.4. Советское музыкознание об операх Мусоргского
Глава II Символическая структура оперы
§ 6. «Национальное» как миф
6.1. «Национальное» как культурный и политический феномен
6.2. «Националистический дискурс»
6.4. Типологические признаки оперы на «исторический» сюжет
§ 7. Царь
7.1. «Царь» в системе русской культуры
§ 8. Враг
8.2. Лики Врага: Восток и Запад
8.3. Внешний враг в русской опере: Запад
8.4. Внешний враг в русской опере: Восток
§ 9. Народ и символический персонаж, провозглашающий Истину
9.1. «Народ» в русской культуре XIX века
9.3. Символический персонаж – голос Истины
Глава III Символ «национального»
§ 10. «А и сбудется небывалое»
§ 11. «Скоро Враг придет…»
§ 12. Опера – символ – миф
12.1. Опера как дискурсивная практика, или Последний раз о жанре
12.3. Модернизация в России XIX века