«Троица» Андрея Рублева – произведение удивительное. Даже человек, несведущий в искусстве, в изумлении останавливается перед творением Рублева. Созерцающему икону становится интуитивно понятно, что такое «прекрасное» как эстетическая категория. Переживание «прекрасного» тут же, непосредственно сочетается с ощущением глубины мысли, наполненности смыслом, который крайне трудно выразить вербально. Зритель понимает, что перед ним – вещь исключительная, уникальная. Воистину, если бы древнерусское изобразительное искусство оставило после себя только «Троицу», — мы бы могли с уверенностью сказать, что это великое искусство.
Его величие не только в художественных достоинствах икон и фресок, а именно в этом взаимопроникновении, взаимопрорастании области духовного (Божественного откровения) и эстетического (прекрасного). Ведь красота мыслилась древнерусским человеком не как самодостаточное качество иконы ли, фрески ли, человека или природного объекта, а как знак, отражение красоты божественной, красоты духовной. Это сочетание, выраженное с высшей степенью совершенства в иконе Рублева, уникально в истории искусства, оно и является предметом нашего исследования. Цель исследования – изучить особенности художественного образа иконы Андрея Рублева «Троица» в единстве духовного и эстетического, в контексте русской средневековой культуры.
Задачи исследования:
- определить место и значение творчества А. Рублева в русском искусстве;
- описать средства создания художественного образа иконы в единстве эстетического и духовного;
- выявить особенности понимания «прекрасного» как эстетической категории в древнерусском искусстве на примере иконы Андрея Рублева «Троица».
В наше время представление людей, как об эстетическом, так и о духовном нередко размыто, расплывчато. Суждениям об искусстве, равно как и вопросам духовной жизни в повседневности отводится столь мало места, что обычный человек считает их чем-то необязательным, второстепенным. А между тем область духовного – это именно то, что собственно и отличает человека от животного (знает об этом человек или нет, но он просто в силу своей природы живет духовной жизнью). Искусство же реализует творческий потенциал человека, без чего, опять же, полноценная человеческая жизнь (а не существование) невозможна. С этим связана актуальность исследования. Мы живем в сложный исторический период ломки традиционных представлений, смены цивилизационной парадигмы; и задача формирования высокой духовности и эстетического вкуса стоит как никогда остро.
Новизна исследования заключается в том, что мы рассматриваем произведение искусства не только как эстетический, но и как духовный феномен, а точнее, в единстве духовного и эстетического, что является одной из мировоззренческих основ древнерусской культуры.
Мы используем метод историзма. Он принят в современных исследованиях, обращенных к художественной культуре прошлого. Мы опираемся на труды отечественных искусствоведов и историков искусства: Д. С. Лихачева, А. Н. Афанасьева, В. В. Бычкова, Н. А. Деминой, В. Н. Лазарева и др.
Исследование способствует углублению представлений о взаимосвязи художественного творчества и мировоззрения, а шире, духовного и культурного слоев жизни общества. Материалы исследования могут быть использованы в курсе преподавания предметов «Искусство», «Мировая художественная культура» в школах и средних специальных учебных заведениях.