В словаре древнегреческого языка под редакцией Дворецкого указаны следующие значения древнегреческого слова «космос»: упорядоченность, порядок; надлежащая мера, благопристойность; строение, устройство; государственный строй, правовой порядок; мировой порядок, мироздание, мир; небесный свод, небо; мир, свет, земля; люди, народ (в переносном значении); украшение, наряд, красота (в том числе в переносном значении – честь, слава) [6, стр. 974].
Множество значений можно разделить на три смысловые группы.
Первая группа значений связана с представлением о мере, порядке, гармонии в устройстве чего-либо, в том числе мироздания. Дворецкий упоминает, что впервые в значении мирового порядка, устройства мира слово «космос» употребил Пифагор. Философская энциклопедия, однако, с этим не согласна. «Термин «космос» употребляется в космологическом контексте уже у милетских философов… Впервые «космос» как «мирострой», «мир» бесспорно засвидетельствован около 500 лет до н. э. во фрагментах Гераклита…, зависимость которого от Пифагора весьма сомнительна, и затем прочно входит в натурфилософский лексикон досократиков» [13, стр. 281]. Видимо, Пифагор лишь популяризировал уже сформировавшееся к его времени представление о разумном и гармоничном устройстве окружающего мира – космосе. То, что Пифагору приписывают первое употребление этого значения, неудивительно, ведь пифагорейство было в античные времена популярнейшим учением.
Второе значение слова «космос» схоже с современным его употреблением. Небесный свод и его устройство представлялись в эпоху античности несколько иначе, чем сегодня (геоцентрическая система мира в эпоху античности и гелиоцентрическая система мира, обоснованная Коперником, сегодня), но эллины полагали, что звезд бесчисленное множество, что они, вероятно, окружены планетами, на которых, как и на нашей планете, живут боги и люди.
Следует отметить, что природа, весь окружающий мир, включая звезды и планеты, воспринималась эллинами как нечто целостное и одухотворенное; человек при этом не противопоставлялся природе, а был лишь одной из ее частей. В философии такой взгляд на мир принято называть космоцентризмом.
И, наконец, космос как красота – третье значение термина в эпоху античности – не менее важно для понимания его смысла, чем первые два. А. Ф. Лосев пишет: античная эстетика «понимала под космосом единый, живой и одушевленный, видимый и слышимый, то есть телесный, космос как непосредственно обозримый, геометрически-астрономический и музыкально настроенный инструмент» [9, стр. 13]. Понятие космоса как красоты включало в себя, так сказать, астрономическую составляющую, в которой, в свою очередь, закономерность и структура играли главную роль.
Рассмотрим три группы значений подробнее.